Отставка Кристиана Хорнера из Red Bull Racing потрясла спортивный мир: самый многолетний руководитель команды в Формуле 1 был внезапно уволен с немедленным вступлением в силу.
В заявлении, опубликованном в среду и подтверждающем уход Хорнера, Red Bull не назвал причину отставки 51-летнего специалиста после 20 лет во главе команды.
Мартин Брандл сообщил, что Хорнер заявил ему об отсутствии официальной причины увольнения. В Red Bull произвели ряд перестановок, например, назначив Лорана Мекиса, ранее руководившего командой Racing Bulls, на новую должность.
Хотя внезапный уход Хорнера посреди сезона стал шоком, бурный характер последних 18 месяцев его руководства позволяет предположить множество потенциальных причин такого решения Red Bull.
Пока страсти вокруг ухода Хорнера не улеглись, мы анализируем факторы, которые могли сыграть роль в его отставке.
Red Bull на спаде?
После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул чемпиона мира, а Red Bull выиграла 21 из 22 гонок, они начали 2024 год в доминирующем стиле, одержав четыре победы в первых пяти этапах.
Но начиная с Гран-при Майами в мае 2024 года, их внезапно настигли Ferrari и McLaren. Ферстаппену пришлось использовать свой ранний запас очков, чтобы опередить Ландо Норриса и завоевать четвертый подряд титул чемпиона мира.
Эта нестабильная форма со второй половины прошлого года продолжилась и в нынешнем сезоне: Red Bull явно отстает от McLaren, а их отставание от лидеров приближается к 300 очкам к середине сезона.
Хорнер руководил командой и в те периоды, когда Red Bull не выигрывала, так что это не новая ситуация. Однако внезапное падение формы — в рамках одного цикла регламента — вызвало беспокойство и является чем-то, что редко наблюдалось в Формуле 1.
Хотя спад, несомненно, обеспокоил бы руководство Red Bull, всего шесть месяцев назад Хорнер добился редкого достижения, завоевав четыре подряд титула чемпиона мира среди пилотов. Поэтому результаты этого сезона сами по себе вряд ли были достаточной причиной для его отстранения от должности.
Проблемы Red Bull со вторым пилотом
Хотя Ферстаппен, вероятно, был самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, на другой стороне боксов Red Bull разворачивалось неловкое представление для Хорнера.
Его суждения уже вызывали вопросы, когда команде пришлось выплатить компенсацию Серхио Пересу после того, как его `отстранили` в конце прошлого сезона, всего через шесть месяцев после продления контракта.
Ситуация ухудшилась в начале этого года, когда Хорнер `понизил` Лиама Лоусона до Racing Bulls всего через две гонки сезона, после того как ранее решил `продвинуть` новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды.
С тех пор японский гонщик показывает ненамного лучшие результаты, обычно финишируя позади Лоусона и своего напарника по Racing Bulls Исака Хаджара.
Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Элбон, которые сейчас зарекомендовали себя как очень сильные пилоты Ф1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли сравниться с Ферстаппеном. Однако в этом сезоне разница в выступлениях между пилотами команды выражена сильнее, чем когда-либо.
Независимо от того, считать ли это плохим подбором пилотов или фундаментальной проблемой, связанной с тем, что болид стал слишком сложным в управлении для всех, кроме Макса, ни одна из этих теорий не говорит в пользу Хорнера.
Это было `Ферстаппен или Хорнер`?
Тот факт, что Red Bull по сути стала командой с одним лидером за последние пару лет, дал Ферстаппену и — возможно, что еще важнее — его советникам огромное влияние.
Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались прочными, того же нельзя было сказать об отношениях Хорнера с отцом Макса, Йосом. В начале 2024 года между ними возник конфликт, в ходе которого бывший пилот Ф1 публично призывал к отставке Хорнера.
Ситуация, казалось, стабилизировалась, но оставалось ощущение, что крайность конфликта сделает настоящее восстановление отношений маловероятным. Тем временем младший Ферстаппен никогда не пытался скрывать свое доверие и лояльность к отцу.
С учетом этого, давайте перенесемся в это лето, когда главной темой для обсуждения в Ф1 на протяжении последних нескольких недель было будущее Ферстаппена, после того как руководитель Mercedes Тото Вольфф подтвердил, что `переговоры` проходят за закрытыми дверями с окружением голландца, состоящим из его отца и менеджера Раймонда Вермюлена.
Одна из теорий, появившихся после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда сейчас сильнее зависит от Ферстаппена, чем когда-либо, его окружение могло использовать свое влияние, чтобы надавить на владельцев и добиться увольнения Хорнера, намекнув, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если руководство изменится.
У Ферстаппена контракт с Red Bull до 2028 года, но известно, что соглашение содержит пункты о досрочном расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, в основном уклоняясь от вопросов на эту тему.
Поэтому будет крайне интересно наблюдать, как ситуация будет развиваться. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут увидеть в этом связь. Если он уйдет, эта идея будет опровергнута.
Обвинения против Хорнера все еще имеют значение?
Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull был нанесен в феврале 2024 года, когда коллега-женщина выдвинула против него обвинения в ненадлежащем поведении.
Характер обвинений, которые он постоянно отрицал, поставил положение Хорнера под угрозу, но он выдержал своего рода медиашторм и был оправдан по результатам расследования Red Bull. Поданная сотрудницей Red Bull апелляция на это решение была впоследствии отклонена.
Именно вокруг этой ситуации разгорелся конфликт Хорнера с Йосом Ферстаппеном: голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера неприемлемым.
У Хорнера была достаточная поддержка со стороны по крайней мере части владельцев команды, чтобы остаться, но по какой-то причине она, похоже, уменьшилась.
Крейг Слейтер сообщил в среду, что совладелец Red Bull Чалерм Йоовидхья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока продолжались расследования некоторых проблем в компании, касающихся Хорнера, в течение последних пары лет — сотрудница выдвигала обвинения, по которым два внутренних расследования его оправдали. Йоовидхья поддерживал Хорнера в это время. Мое понимание таково, что эта поддержка со временем исчезла.
Уход высокопоставленных сотрудников из Red Bull
Скандал также совпал с уходом из Red Bull нескольких очень высокопоставленных сотрудников.
Хотя движение персонала — обычное явление в Формуле 1, потеря трех важнейших фигур, сыгравших ключевую роль в успехах Red Bull, не выглядела хорошо для Хорнера.
Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора Ф1 Эдриана Ньюи, который работал с Хорнером в Red Bull почти с самого начала.
Некогда близкие отношения между ними испортились, и обвинения против Хорнера, как считается, стали одним из факторов решения Ньюи уйти. Это было подтверждено в мае 2024 года, а позднее он присоединился к Aston Martin в качестве управляющего технического партнера.
До ухода Ньюи, главный конструктор Роб Маршалл покинул команду в 2023 году и перешел в McLaren. Возможно, то, что McLaren опередила Red Bull, став доминирующей командой, как-то связано с этим.
Затем совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды Sauber, которая в следующем году станет Audi.
Хотя некоторые уходы неизбежны, потеря трех столпов команды за такой короткий период не выглядит хорошо, особенно на фоне ухудшения результатов.
Жертва борьбы за власть в Red Bull?
Также произошли значительные изменения в структуре управления над Хорнером. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года началась очевидная борьба за контроль над командой.
Хорнер был в центре этой борьбы и пользовался поддержкой тайской стороны (Йоовидхья), но не Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, которому принадлежит 49 процентов бизнеса.
Матешиц не сохранил прямого оперативного контроля над командой, как это делал его отец. Напротив, глава спортивного направления Red Bull Оливер Минцлафф, который также курирует футбольные операции компании, стал играть более заметную роль.
Именно Минцлафф отвечал за слова благодарности Хорнеру за его службу в заявлении, которым Red Bull подтвердила увольнение.
Хорнер обладал значительной властью внутри организации, но после 2022 года она, похоже, стала ослабевать, даже несмотря на успехи, которые он все еще демонстрировал на трассе.
Тед Кравиц сказал: `Похоже, австрийская сторона бизнеса, поддерживаемая Йосом Ферстаппеном, выиграла борьбу за власть. Им удалось убедить сторонников Кристиана, что его дальнейшее пребывание на посту неприемлемо. С чем именно это связано, станет известно со временем.`
Признак того, что разработка двигателя Red Bull для 2026 года идет не по плану?
В следующем году вступят в силу изменения в регламенте, которые многие считают самыми значительными в истории спорта. Ключевым элементом является введение более экологичных двигателей.
Red Bull создала собственное подразделение — Red Bull Powertrains — чтобы впервые построить свой собственный силовой агрегат.
Любому новому производителю двигателей было бы сложно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari, но сложность нового регламента, по всей видимости, усиливает эту задачу.
В паддоке Ф1 ходят слухи, что Mercedes лидирует в разработке двигателей для 2026 года, а Red Bull, по некоторым данным, испытывает трудности.
Насколько нам известно, это всего лишь слухи. Но если руководство Red Bull получило информацию о том, что проект идет не гладко, это могло повлиять на их оценку работы Хорнера.
Придется ждать предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить представление о том, были ли проблемы с проектом силовых установок.